IT и телекоммуникации
Ведете малый бизнес в сфере IT и телекоммуникаций? Хорошие новости: до конца 2020 г. продлен мораторий на плановые проверки малого предпринимательства

Бизнес контролируют не чаще одного раза в три года. Но в моратории есть исключения: он не применяется для видов государственного контроля, по которым введен риск-ориентированный подход (подробнее об этом методе можно узнать по этой ссылке). 

Проверки в сфере IT и телекоммуникаций, как в и других сферах, могут быть плановым и внеплановыми. Как они проходят – узнайте из инструкции от MBM.RU.

Проверка бизнеса: какой ключевой надзорный орган для сферы IT и телекоммуникаций?

Это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Она работает напрямую или через свои территориальные органы.

Проведение плановых проверок: каковы функции Роскомнадзора?

Служба следит за тем, как соблюдается закон о защите персональных данных. Она проверяет:

  • документы, которые могут быть связаны с использованием персональных данных
  • информационные системы персональных данных
  • деятельность по обработке персональных данных

Ведомство может привлекать сторонних экспертов для анализа результатов проверки.

Правовой надзор: каковы сроки проведения контроля?

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Общее время для плановых выездных проверок – до 50 ч для малого предприятия (годовой доход – 800 млн руб., штат – от 16 до 100 человек), 15 ч для микропредприятия в год (годовой доход – до 120 млн руб. включительно, штат – не более 15 человек).

Срок проверки бизнеса может быть продлён в исключительных случаях (например, если нужно провести сложные испытания и расследований, но не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий – не более 15 ч).

Какие права и обязанности есть у предпринимателей?

Вы имеете право

  • ознакомиться с положениями Регламента проверки
  • присутствовать при проверке и отвечать на возникающие вопросы
  • получать информацию от проверяющих, относящуюся к контролю
  • узнавать результаты инспекции и указывать в заключительном акте о том, согласны вы с ними или нет
  • обжаловать действия (бездействие) проверяющих или нарушение своих прав в административном и судебном порядке
  • привлекать уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей или бизнес-омбудсмена Москвы к участию в проверке
Обязанности предпринимателя
  • предоставить документы, связанные с целями выездной проверки (если до этого не была проведена документарная проверка)
  • обеспечить доступ туда, где происходит обработка персональных данных

Подробнее о правах предпринимателя читайте по этой ссылке.

О чем еще важно знать
Каковы права и обязанности сотрудников Роскомнадзора?

Должностные лица при проверке имеют право:

  • выдавать предписания об устранении нарушений
  • составлять протоколы об административном правонарушении или направлять эти вопросы в прокуратуру/в другие правоохранительные органы
  • защищать тех, чьи персональные данные используются, через суд
  • использовать принадлежащую ведомству технику (оборудование) при проверке
  • запрашивать дополнительные сведения для проверки (в рамках законодательства РФ)
  • получать доступ к информационным системам персональных данных (в режиме просмотра и выборки необходимых сведений)
  • запрашивать приостановку или аннулирование лицензии, если она запрещает передачу данных третьим лицам
  • приостанавливать или прекращать обработку персональных данных, если выявлены нарушения
  • требовать уточнения, блокировки или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных

Обязанности должностных лиц:

  • своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований по защите персональных данных
  • соблюдать закон РФ, права и интересы проверяемого
  • проводить проверку на основании приказа руководителя Роскомнадзора (или территориального органа) и только во время исполнения служебных обязанностей
  • не запрещать предпринимателю присутствовать при проверке
  • предоставлять информацию о проверке, связанные с ней документы и информацию
  • осведомлять о результатах проверки
  • учитывать тяжесть нарушений при принятии мер, не допускать необоснованное ограничение прав проверяемого
  • соблюдать сроки проверки и делать соответствующие записи в своем журнале учета

Обратите внимание: при выездной проверке сотрудник предъявляет служебные удостоверения, копии приказа руководителя Роскомнадзора (территориального органа)

Государственный надзор в области IT и телекоммуникаций: как оформляются итоги проверки?

Проведение надзора завершается составлением акта проверки, который вручается проверяемому.

Вы можете получить предписания об устранении нарушений на основании протокола при необходимости составляется протокол об административных правонарушениях.

Как проходит плановая проверка малого бизнеса?
  1. Перечень компаний и ИП определяется ежегодно с указанием целей, оснований и дат проверок. В этот список могут попасть те, у кого прошло три года с момента регистрации бизнеса или проведения предыдущей проверки. Одновременно определяются надзорные органы, которые будут проводить проверку
  2. План-график утверждают в прокуратуре и размещают на сайте Генпрокуратуры РФ. Если вы попали в этот список, то вас уведомят об этом не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки (чаще всего – заказным письмом и/или по электронной почте)
  3. Плановая проверка бывает документарной и/или выездной
  4. Если выявлены нарушения, вам сообщат об этом в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки

Обратите внимание: могут быть использованы проверочные листы, содержащие списков контрольных вопросов. Ответы на эти вопросы будут подтверждать соблюдение обязательных требований

Юридическая помощь
Бесплатная консультация
Позвоните нам по номеру +7 (8352) 484-925 или оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами
Ваша заявка
успешно отправлена!
В ближайшее время наш специалист свяжется с вами
Отправка документов
Отправить на E-mail расчет и перечень документов